Рекомендации по развитию источников финансирования охраны окружающей среды

Проведенные исследования позволяют выработать некоторые рекомендации по развитию источников финансирования охраны окружающей среды. Необходимо диверсифицировать проблемы по степени их важности и заинтересованности ими коммерческих предприятий.

Некоторые области экологической безопасности, которые не находятся в сфере интересов компаний природопользователей должны в первую очередь находится под жестким контролем государства. Параллельное развитие новых источников финансирования способно в значительной мере исправить ситуацию.

Один из упущенных источников финансирования охраны окружающей среды - приватизация государственных и муниципальных предприятий. При разумном подходе к политике приватизации часть средств, полученных от приватизации, могла быть использована на цели экологической санации приватизируемых предприятий. Необходимо решить вопрос об ответственности за нанесение экологического ущерба в прошлом. Неопределенность в том, кто будет нести ответственность за экологический ущерб, нанесенный в прошлом, может затруднить осуществление иностранных и национальных инвестиций и помешать процессу приватизации. В практических целях правительству можно порекомендовать нести основное бремя расходов, связанных с загрязнением в прошлом

Экологические приоритеты должны основываться на тщательном анализе затрат и выгод.

Следует использовать рыночные механизмы для контроля загрязнения там, где это возможно. Инструменты рыночного типа, такие как плата за загрязнение, налоги на топливо и схемы возмещения залогов, могут помочь в достижении желаемого состояния окружающей среды при гораздо более низких затратах, чем в случае применения традиционных подходов в области регулирования. Меры регулирования потребуются, однако, для контрольных выбросов микрозагрязнителей, таких как тяжелые металлы, в особенности свинец, и токсичные химические вещества.

В первую очередь как в нашей, так и в других странах, необходимо сосредоточить внимание на локальных проблемах. Многие люди страдают от ущерба, наносимого их здоровью воздействием содержащегося в атмосфере и почве свинца, пыли и двуокиси серы в воздухе, нитратов в питьевой воде, а также от загрязняющих веществ в воде и пище. Решение этих проблем принесет наибольшие выгоды для здравоохранения и благосостояния людей. Меры, направленные на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в локальном масштабе, должны также внести свой вклад в снижение трансграничных и глобальных выбросов.

Стандарты должны быть реалистичными и выполнимыми.

Переходный период российской экономики создает благоприятные потенциальные возможности для достижения экологически устойчивого развития и нахождения ресурсов для его финансирования. Для проведения экономически эффективной экологической политики как составной части экономических преобразований в стране большое значение имеет ликвидация отрицательных рыночных факторов по мере их появления. Какие же имеются для этого возможности?

Во-первых, некоторая доля появившегося частного капитала и средств от зарубежного финансирования может быть направлена для целей природоохраны и применения экологически природосберегающих технологий. Эффективная налоговая политика и установление прав собственности на землю, основные фонды и другие экономические активы могут обеспечить доступ к рынкам капитала и долгосрочному финансированию. Наличие собственности в частных руках предоставляет возможность проводить экологические аудиты, давать оценку экологических рисков компаний, разделять финансово-материальную ответственность за нанесенный экологический ущерб.

Во-вторых, освобождение цен на сырьевые товары от государственного контроля, отказ от субсидирования энергоносителей и природного сырья обычно приводят к росту энерго- и ресурсосбережения и сохранению природных ресурсов. Одновременно необходимо проводить эффективную экспортную политику, чтобы уменьшить вывоз за рубеж природных ресурсов.

В-третьих, важную роль сыграло проведение политики, направленной на постепенное закрытие энергоемких и природо-загрязняющих производств. Переход на природосберегающую тяжелую промышленность и повышение доли легкой, как правило, менее природозагрязняющей, промышленности, а также проведение модернизации заводов с переходом на экологичные технологии - важные шаги к установлению экологического равновесия.

В-четвертых, реформа экологической политики заключается в принятии реальных и выполнимых экологических норм, стандартов, графиков введения экологического законодательства, а также в разработке экономических стимулов, системы антистимулов, налогов, платежей для улучшения экологической обстановки и эффективного природопользования на основе использования природосберегающих технологий и участия общественности в реализации экологических мероприятий. Все вышесказанное говорит о необходимости увеличения государственного вмешательства в эту проблему, тут важна не только грамотно разработанная политика, но и ужесточенный контроль над исполнением новых законов. Данный вопрос должен рассматривать как приоритетный. Расходы федерального бюджета на природоохранные мероприятия должны быть существенно увеличится, но главным образом необходим надзор за их целевым использованием.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи

Развитие механизма общественного участия в принятии экологически значимых решений
Актуальность темы исследования. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992) указывает, что экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан, а отправной точкой осуществления страт ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru