Зарубежный опыт формирования источников финансирования охраны окружающей среды

Наконец, сторонники зачастую могут помочь защитить природу в критических ситуациях своим волеизъявлением - например, ставя подписи под обращениями Фонда в органы правительства. Наиболее знаменитый пример такого рода - изменение маршрута нефтепровода «Транснефти» в 2006-2007 гг., который должен был пройти рядом с Байкалом. Полтора года «Транснефть» не шла ни на какие уступки, но буквально через несколько дней после кампании с обращением граждан в администрацию президента руководство «Транснефти» связалось с WWF России и предложило переговоры. Итог всем известен - президент Путин приехал в Томск и на глазах у всех перенёс местоположение нефтепровода. В настоящий момент в России 15 000 сторонников WWF. Среди них 1 300 Хранителей Земли - сторонников, которые жертвуют от 10 000 руб. в год. Присоединиться к сторонникам WWF можно на официальном сайте природоохранной организации.

Деятельность в области охраны окружающей среды в зарубежных странах и межстрановое сотрудничество

Сегодня практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Вначале реализация этих программ была направлена в первую очередь на ликвидацию последствий накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались, прежде всего, негативных итогов производственной деятельности и почти не касались первопричин деградации окружающей среды. Ограниченность такого подхода очевидна, однако в первое время он был оправдан, так как в ряде случаев приходилось срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью экосистемы. Сейчас акцент делается на другом.

Во многих странах приняты комплексные программы природопользования по всей природно-продуктовой цепочке и по всем средам, подкрепленные соответствующими диверсифицированными законодательствами. В них закреплена сильная роль государства по регулированию природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей. Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяются цели природоохранной политики, ее объекты (воздушный бассейн, водные системы, земельные ресурсы, леса и др.), а также уровни осуществления (общегосударственный, местный). Разработан инструментарий, включающий мониторинг окружающей среды, управление процессами, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности.

Одной из первых стран в мире, принявшей государственную программу экологической политики, направленной на достижение устойчивого развития, были Нидерланды. В течение 45 лет вплоть до 1985 года экономика Нидерландов характеризовалась высокими темпами промышленного и интенсивного сельскохозяйственного развития, превратившими страну в богатейшую с экономической точки зрения нацию. Однако эти успехи сопровождались ухудшающимся состоянием окружающей среды. К середине 80-х годов прошлого века Нидерланды стали одной из самых «грязных», индустриально развитых стран. В 1989 году был опубликован и вступил в действие "Первый Национальный план политики в области окружающей среды (National Environmental Policy Plan, NEEP1)", основанный на шести принципах.

В плане подчеркивались комплексность проблем защиты окружающей среды и их взаимосвязь, необходимость проведения активной государственной политики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Большое значение придавалось осуществлению принципа «загрязнитель платит», а также экономическим инструментам (налогам, субсидиям), которые должны применяться в природоохранных отношениях. Впервые защита окружающей среды провозглашалась приоритетной задачей макроэкономической политики, наряду с проблемами занятости, сбалансированным бюджетом и т.п. План был рассчитан на 4 года с ежегодными корректировками текущих задач.

В 1993 году принимается NEEP2, сохранивший главные цели предыдущих разработок. Основная задача, поставленная в этом плане, состояла в разъединении векторов экономического роста и давления на окружающую среду. Фактически речь шла о существовании в гармоничных пределах экономики и природы, и проведении в этих целях дифференцированной, гибкой политики, сочетающей административные решения с действиями экономических инструментов. В настоящее время в Нидерландах действует очередной Национальный план политики в области окружающей среды, закладывающий основы для будущего периода. Похожие программ реализуются в Германии, Австрии, странах Северной Европы, Японии и США.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи

Составление прогнозных карт состояния окружающей среды
В настоящее время, когда воздействие человека на природу принимает все более широкие, часто глобальные масштабы, проблема взаимодействия общества и среды во всех ее многочисленных аспектах становится, как никогда актуальной. В связи с этим положением особую актуальност ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru