Анализ эффективности экологического страхования

Впервые методологический подход к оценке ущерба от экологических нарушений был изложен в 1986 г. во Временной типовой методике определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. В этой методике были представлены процедуры расчета ущерба от загрязнения атмосферы, водоемов и акустической среды.

В 1999 г. Госкомэкологией России были подготовлены Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. В этом документе определен порядок проведения работ по оценке вреда, расчету и обоснованию размеров убытков, а также порядок предъявления исков, но вопросам возмещения нанесенного вреда. Данные Методические указания регулируют порядок определения размера взыскания за вред, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, водного объекта, земель, а также незаконным выловом, добычей или уничтожением биологических ресурсов.

В настоящее время имеется и ряд других нормативно-методических документов об определении размера вреда, причиненного окружающей природной среде:

· Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Роскомземом 10.11.1993 и Минприроды России 18.11.1993;

· Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лип в результате аварии гидротехнического сооружения (РД 03-626-03), утвержденная приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 15.08.2003 № 482/175а (согласована письмом Минэкономразвития России от 14.03.2003 № МЦ-234/23);

· Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 29.10.2002 № 63;

· Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденная Минтопэнерго России 01.11.1995;

· Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденная Госкомэкологией России 28.04,2000;

· Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденная приказом Госкомэкологии России от 11.02.1998 № 81;

· Методика расчета выбросов от источника горения при разливе нефти и нефтепродуктов, утвержденная приказом Госкомэкологии России от 05.03.1997 № 90.

Анализ действующего федерального законодательства показывает, что правовое регулирование экологического страхования в настоящее время осуществляется фрагментарно, причем, с одной стороны, оно регулируется как специфический вид страхования, а с другой, в контексте страхования гражданской ответственности в рамках других видов страхования. При этом в отношении некоторых видов экологически опасной деятельности закреплен механизм страховой ответственности, а для большинства видов деятельности, степень экологической опасности которых также велика, данный механизм отсутствует. Правовые акты, которые регулируют отношения по возмещению вреда, причиненного нарушением природоохранительного законодательства, разработаны и утверждены различными по своим функциям и задачам государственными органами и представляют собой плохо согласуемые друг с другом документы. Практика страховых компаний показывает, что спрос на договоры экологического страхования в России ещё очень низок и значительно отстаёт от спроса на договоры по другим видам страхования. Только в последнее время наметилось некоторое повышение интереса, в основном предприятий нефте- и газодобывающей отрасли, к добровольному экологическому страхованию, что обусловлено, прежде всего, требованиями иностранных инвесторов в страховании экологических рисков.

Основная причина такого положения состоит с одной стороны в отсутствии экономической заинтересованности предприятий в экологическом страховании, а с другой - в отсутствии действенных экономико-административных рычагов, стимулирующих развитие экологического страхования, которые действующим законодательством (федеральный закон № 116-ФЗ) введены, в частности, для опасных производственных объектов.

В европейских странах индустрия экологического страхования более развита, чем в России. Основными внешними факторами, способствовавшими успешному развитию процесса экологического страхования, явились создание соответствующей законодательной и правовой базы, эффективной системы судебного преследования за экологические правонарушения и формирование развитого общественного экологического сознания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другие статьи

Исследование воздействия ионов некоторых тяжелых металлов на формирование проростков вики
В настоящее время в связи с интенсивным воздействием человека на природу резко повысился интерес общества к состоянию окружающей среды. Контроль за состоянием природной среды, оценка ее качества - это важнейшая составная часть деятельности человека, которая направлена ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru