Анализ бюджетных источников финансирования охраны окружающей среды

Анализируя количественные показатели по данным Госкомстата, можно сказать что с 2005 по 2010 годы затраты на охрану окружающей среды выросли на198575 миллионов рублей в фактически действующих ценах. За 2010 год этот показатель составил 372382 млн. рублей, из которых 162175 млн. руб. на очистку сточных вод, 60101 млн. руб. направлены на охрану атмосферного воздуха, 41510 млн. руб. на обращение с отходами, на защиту и реабилитация почвы, 22975 млн. руб. на сохранение биоразнообразия и среды обитания, 17219 млн. руб. подземных и поверхностных вод, и 41455 млн. раб на прочие расходы. (см. Приложение А). Объем финансирования в 2009 вырос по сравнению с предыдущими годами и составил 91% от уровня инвестиций в 2010 году.

Структура направленности затрат отражена на рисунке 5.

По направлениям природоохранной деятельности По секторам

Рис 5. Структура затрат на охрану окружающей среды в 2010 г. (в % к общему объему затрат на охрану окружающей среды)

По данным Госкомстата в период с 2000 по 2010 год инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов выросли практически в 4 раза, правда, тут надо отметить, что показатели 2008 годы были все же выше показателей 2009 г.,81914 млн. руб., что составило лишь 74,3 % от объема инвестиций в 2008 г.; наибольшая доля расходов была, как и прежде направлена на охрану и рациональное использование водных ресурсов - практически половина задействованных средств тратится именно на это. Исходя из распределения затрат, второй по степени важности в качестве объекта инвестирования в основной капитал относятся затраты на охрану атмосферного воздуха (см. Приложение Б). За 2010 год инвестиции в основной капитал составили 89094 млн. руб. на охрану окружающей среды, из которых 46025 млн. руб. на охрану водных ресурсов, 26127 млн. руб. на защиту атмосферного воздуха, 9340 млн. руб. на охрану земель - без учета субъектом малого предпринимательства.

Более того, с 2009 года отмечен резкий рост количества реализуемых программ. Помимо расширения применения программного метода как такового важной причиной подобного явления стало увеличение финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета (в абсолютном и относительном выражении).

Параллельно с ростом количества программ увеличивался общий объем их финансирования (см. рис. 6, рис. 7). В абсолютном значении наблюдается плавный рост расходов за счет средств бюджетов субъектов РФ (на 33 %). Темп роста расходов за счет средств внебюджетных источников составил более чем 450 %. Большая часть инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов поступает из собственных средств предприятий (см. Приложение В). Дальнейшая динамика расходов с пиковых значений 2011-2013 годов идет на убыль, что объясняется сокращением количества запланированных программ. Относительная структура расходов позволяет выявить, что средняя доля расходов на реализацию программ, осуществляемых за счет средств внебюджетных источников, составляет более 50 %. Спад доли внебюджетных средств наблюдался лишь в течение 2007-2008 годов.

Рис 6. Структура финансового обеспечения программ в целом и по субъектам РФ за период 2001-2020 гг. В абсолютных значениях млн. руб

Рис. 7 Структура финансового обеспечения программ в целом и по субъектам РФ за период 2001-2020 гг. В относительных значениях млн. руб

При анализе распределения средств федерального бюджета между регионами за период 2001-2020 годов следует отметить неравномерность такого распределения. В целом по субъектам федерации, меньше всего инвестиции в охрану окружающей среды поступает в Южном и Сибирском федеральных округах (см. Приложение Г)

В 2009-2010 годах объем расходов за счет средств федерального бюджета, запланированный в рамках целевой программы Калининградской области «Экологическое оздоровление территории Калининградской области на 2008-2012 годы» составил около 40 % от общего размера средств федерального бюджета, выделенных на реализацию региональных программ в рассматриваемой сфере. В период 2016-2017 порядка 50 % аналогичных расходов запланировано на республиканскую целевую программу «Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года».

Несмотря на значительные объемы расходов, осуществляемых в рамках реализации целевых программ, их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ крайне мала (см. рис. 8). В среднем по регионам она составила от 0,18 % в 2007 году, до 0,44 % в 2010 году. Максимальное значение приходилось на бюджет Курганской области в 2009 году и составило 3,2 %.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Другие статьи

Усовершенствование локальной системы очистки сточных вод от нефтепродуктов и моющих средств и грунтов, загрязненных нефтепродуктами
В системе транспортировки газа рассматривается проблема очистки площади управления аварийно-восстановительных работ. Причиной загрязнения грунтов и сточных вод являются промывные воды автомобильных хозяйств и автотранспорта. Концентрация различных нефтепродуктов и моющ ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru