Расчет платы за ущерб от загрязнения земель химическими веществами

Нормативные выплаты по природопользованию представляют собой часть величины годового удельного экологического ущерба народному хозяйству, возмещающую затраты на предотвращение воздействия выбросов или сбросов загрязняющих веществ, достижение предельно допустимого уровня выбросов, сбросов, а также затраты на строительство природоохранных объектов. Плата за загрязнения взимается с предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. [11]

Плата за загрязнения взимается с природопользователей, если в результате производственной деятельности осуществляются следующие виды воздействия на природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

размещение отходов.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативных выбросов (сбросов) на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества. Базовые нормативы платы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода четвертого класса токсичности, на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.

Показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества рассчитывается как величина, обратная предельно допустимой концентрации (ПДК) данного вещества в атмосферном воздухе или водном объекте.

Все базовые нормативы индексируются по уровню инфляции ежегодно.

Размеры ущерба от загрязнения земель определяются исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. В случае невозможности оценить указанные затраты, размеры ущерба от загрязнения земель рассчитываются по следующей формуле:

n

П = ∑ (Нсх S(i) х Кв х Кэ(i) x Кз(i) х Кг) (1),

i=1

где П - размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до n) химическими веществами (тыс. руб.);

Нс - норматив стоимости сельскохозяйственных земель (тыс.руб./га) ;- площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида (га);

Кв - коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель;

Кз(i) - коэффициент пересчета в зависимости от степени загрязнения земель химическим веществом i-го вида;

Кэ(i) - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района;

Кг - коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель.

Степень загрязнения земель характеризуется пятью уровнями: допустимым (1 уровень), слабым (2), средним (3), сильным (4) и очень сильным (5). Под допустимым уровнем загрязнения понимается содержание в почве химических веществ, не превышающее их предельно допустимых концентраций (ПДК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК)/ При допустимом уровне загрязнения коэффициент Кз в формуле 1 приравнивается к 0, тогда П=0, следовательно, плата не взимается. [9]

В случае отсутствия химических веществ, загрязнивших земли, ущерб от загрязнения рассчитывается также по формуле (1), однако при этом коэффициент Кз(i) находится на основании и формулы (2).

С(i) факт

Кз = ----- (2), где

C(i) фон

С(i) факт - фактическое содержание i-го токсиканта в почве;

С(i) фон - значение регионально-фонового содержания в почве i-го токсиканта.

Под регионально-фоновым содержанием химических веществ понимается их содержание в почвах территорий, не испытывающих техногенной нагрузки.

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи

Контроль за использованием и утилизацией отходов
В настоящее время объективным сдерживающим фактором в развитии городской системы сбора, переработки отходов производства и потребления можно назвать такие задачи, как отсутствие нормативной базы, адекватной современным требованиям к состоянию экологической среды, тран ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru