Правовое регулирование охраны окружающей среды

В связи с формированием в республике рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования позволило создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Поэтому были приняты правовые акты, регламентирующие введение платности природопользования: законы «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «Об отходах производства и потребления».

Следует отметить, что законотворчество последних лет является шагом вперед в деле правового регулирования природоохранной деятельности. Вместе с тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью.

Кроме того рыночные преобразования в экономике диктуют:

) необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности;

) принятие законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями;

) внесения изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и др.

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.

В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности - штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий или запрет на пользование природными ресурсами).

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к таковым относятся:

) посягательство на государственную собственность;

) нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир;

) мелкое хищение государственного или общественного имущества;

) неиспользование земель и несоблюдение требований природоохранного режима их использования;

) нарушение правил землепользования в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

) порча земель;

) нарушение требований по охране недр;

) несоблюдение правил водопользования;

) незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников;

) сбор растений, занесенных в Красную книгу и др.

Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения материального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения.

Материальная или имущественная ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи

Анализ карбоновых кислот в воздухе
Карбоновые кислоты С1 - С3 относятся к веществам общетоксического действия, широко распространены в природе, являются антропогенными загрязнителями окружающей среды в химической, кожевенной, текстильной, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности. Содержание их паров ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru