Государственное управление природопользованием: сущность, методы, и функции

Задача административных органов - оказывать влияние на принятие решений субъектами хозяйствования, побуждая их как к выполнению намеченных экологических программ, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением среды обитания.

В условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям снижается степень вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность производителей, расширяется свобода действий хозяйствующих субъектов в реализации экологических и производственных проектов, сужается область применения управленческих функций властных структур. В рыночной экономике управление развертывается на уровне производственного объекта и сводится, в основном, к планированию и контролю за эксплуатацией очистных сооружений, выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п.

Переход экономики на рыночные рельсы неизбежно приведет к стремлению производителей получить наибольшую прибыль за счет экономии на природоохранных издержках, обходя указания директивных органов. Поэтому необходимо создать условия экономической невыгодности отрицательного воздействия на природу и нерационального природопользования, расширить сферу применения экономических методов управления. Эти методы в широком смысле объединяют механизмы регулирования процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы.

Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся [23, с 95-96]:

) рентные платежи;

) платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог);

) компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности;

) штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования;

) система налоговых льгот, льготное кредитование, субсидирование и др.

Посредством экономических методов в экологической сфере реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка.

Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, т.е. видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием и охраной окружающей среды являются следующие основные функции [21, c. 111]:

) нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

) учет природных объектов и ведение природных кадастров;

) осуществление мониторинга окружающей среды;

) экологический контроль, экспертиза и аудит;

) эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

) экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

) разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

Таким образом, государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. Только такое сочетание экономических и административных методов управления позволит создать действенный хозяйственный механизм природопользования.

Перейти на страницу: 1 2 3 


Другие статьи

Опустынивание Республики Калмыкия
Актуальность темы. В Калмыкии одним из основных проявлений негативных процессов, носящих глобальный характер, охвативших многие аридные регионы, и до сих пор полностью не оцененных последствий с экономической и социальной позиций является опустынивание. Масштабы, темп ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru