Земли с особым правовым режимом использования

1. Классификация земель с особым правовым режимом использования

2. Государственные заказники

. Водоохранные зоны

. Памятники природы

. Государственные природные заповедники

. Национальные природные парки

. Курорты и лечебно-оздоровительные зоны

1

. Особый интерес при решении проблем экологии землевладений и землепользований представляют земли с особым правовым режимом использования.

В зависимости от вида охраняемых объектов, целевого назначения земель и режима их использования в соответствии с существующим законодательством можно выделить следующие разновидности таких земель.

Зоны санитарно-защитного и охранного назначения:

санитарно-защитные зоны промышленных объектов;

охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач, связи и других линейных объектов;

охранные зоны вокруг аэродромов, космодромов и др.;

зоны вокруг военных объектов.

Зоны природоохранного назначения:

заказники;

запретные и нерестоохранные полосы вдоль рек, озер, водохранилищ и других водоемов;

водоохранные зоны и прибрежные полосы;

природные объекты, имеющие особую научную и культурную ценность (редкие или типичные ландшафты, геологические образования, сообщества и виды растений и животных, памятники природы, ландшафтные ниши, миграционные коридоры).

Зоны природно-заповедного назначения:

природные заповедники;

природные национальные парки;

ботанические сады, дендрологические парки и др.

Зоны культурно-оздоровительного назначения:

зоны санитарной охраны курортов;

округа санитарной охраны курортов;

зоны санаториев, домов отдыха и туризма.

Зоны рекреационного назначения:

зоны организованного массового отдыха и туризма населения;

кемпинги, турбазы, детские оздоровительные и спортивные лагеря и т.п.

Пригородные, лесопарковые и зеленые зоны городов.

Зоны историко-культурного назначения:

участки, занятые зданиями, сооружениями, комплексами, связанными с историческими событиями;

участки, занятые памятниками градостроительства, архитектуры;

участки, занятые памятниками археологии.

Правовое положение зон с особым правовым режимом использования земель определяется многочисленными нормативными актами, принятыми в разное время. В основном это специальные законы и положения о таких землях, утвержденные законодательными органами Российской Федерации (а ранее - СССР).

В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов зоны с особым правовым режимом использования могут иметь федеральное, общереспубликанское, краевое, областное или местное значение.

Создание государственных природных заказников и заповедников, национальных парков, объявление каких-либо объектов и комплексов памятниками природы, организация курортных и лечебно-оздоровительных зон в тех случаях, когда они имеют федеральное значение, - компетенция Правительства Российской Федерации. Если эти территории имеют республиканское значение, их создают решением органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей по представлению государственных органов, осуществляющих и координирующих охрану окружающей природной среды. Такие решения должны быть согласованы с землевладельцами и землепользователями, земли которых намечено включить в категорию территорий с особым правовым режимом.

Создание природных заказников, объявление объектов памятниками природы осуществляются, как правило, без изъятия земель у субъектов земельных отношений. Земли государственных заповедников, национальных природных парков являются федеральной собственностью.

На землях с особым правовым режимом использования запрещена любая деятельность, противоречащая целям организации заказника, заповедника и т.п., причиняющая вред природе, ухудшающая состояние памятников природы.

Все предприятия, учреждения, организации и физические лица, на землях которых расположены территории с особым правовым режимом использования, в том числе охранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим охраны этих участков и несут полную ответственность за их состояние. Юридические и физические лица, имеющие земли в пределах водоохранных зон и прибрежных полос малых рек, обязаны поддерживать эти территории в надлежащем состоянии. Контроль за соблюдением установленного режима возлагается на местную администрацию и специально уполномоченные государственные органы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи

Нормирование вредных веществ
Вопрос о воздействии человека на биосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности - «парниковый эффект», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей, ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru