Правовая основа охраны дикой природы в России

В современном законодательстве под правовой охраной природы понимается совокупность всех юридических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий. В других странах правовая О. п. иногда понимается в более узком смысле - как сохранение достопримечательностей природы, особо ценных или уникальных природных объектов, а охрана всех остальных природных объектов включается в понятие охраны окружающей среды; в современный период О. п. в широком смысле и охрана окружающей среды всё чаще рассматриваются как тождественные понятия. [5]

В России система правовых мероприятий по охране природы была впервые проведена Петром I, который ввёл жёсткую регламентацию рубок леса в интересах правильного ведения лесного хозяйства и учредил службу лесного контроля. Некоторые виды деревьев (дуб, вяз, карагач и др.), водоохранные леса были объявлены заповедными. Указом 1719 были предусмотрены строгие меры наказания за засорение Невы и др. рек. В конце 19 в. были приняты законы о сбережении лесов (1888), об охоте (1892) и др. Однако развитие капитализма на рубеже 19 и 20 вв., вызвавшее быстрый рост промышленности и освоение новых земель, повлекло за собой нарушение многих правил охраны природы, в погоне за прибылью частные предприниматели хищнически эксплуатировали природные богатства, нанося значительный ущерб стране. [2]

Законодательная система каждого государства по своему отличается друг от друга и в этом отношении Россия не составляет исключения. Важной задачей является наиболее полное правовое обеспечение на федеральном уровне охраны дикой природы, как одной из глобальных проблем современности. Российская Федерация - участница Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения - СИТЕС - Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES), вступившей в силу с 1 июля 1975 г., которая по своему характеру является глобальной конвенцией и в настоящее время (по состоянию на июль 2001 года) в СИТЕС участвует 154 государства, включая Россию. [7]

Российская Федерация до настоящего времени не входит в число стран, подписавших Конвенцию, которые установили достаточно исчерпывающие национальные законы для ее выполнения. Тем более в РФ не существовало и не существует специального закона, соответствующего положениям СИТЕС. Подобная ситуация в природоохранном российском законодательстве всего лишь частично компенсируется некоторыми правовыми актами по определенным направлениям.

Система российского природоохранного законодательства слабо приспособлена для специальных задач по выполнению Конвенции, т.к. существующие федеральные законы по охране природы ограничены в своем действии и направлены в большей или меньшей степени на защиту “местной” (российской) фауны. Россия относится к той группе стран-участниц, которые пока установили такую систему законодательств, где охвачены только часть аспектов по выполнению Конвенции. [8]

В Российской Федерации законодательно определены государственные структуры, отвечающие за выполнение условий Конвенции. Выполнение функций Административного органа Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), возложено на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи

Получение древесно-полимерных композитов из древесных отходов
Отходы - это та часть сырья, которая отделяется в процессе обработки как не соответствующая техническим условиям на изготовляемую заготовку, деталь или изделие. Отходы могут быть использованы в качестве основного сырья при изготовлении продукции другого вида или размер ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru