Направления правовой охраны окружающей среды

Развитие всех отраслей сельскохозяйственного производства испытывает обратное воздействие от значительного загрязнения окружающей среды, в частности, водных объектов, воздушного бассейна. Считается, что загрязнение окружающей среды в сельской местности - серьезная причина снижения продуктивности естественных сенокосов. В связи с этим выполнение мероприятий по охране окружающей среды имеет не только экологическое, но и экономическое значение.

Нынешний этап развития сельского хозяйства выдвигает требование комплексного подхода к охране окружающей среды, имея в виду не только охрану почв и повышение их плодородия, но и охрану, воспроизводство всего комплекса природных ресурсов, влияющих на состояние аграрного производства и испытывающих на себе воздействие современной сельскохозяйственной деятельности. Исходя из этого можно выделить два основных направления природоохранительной деятельности в условиях современной системы аграрного производства: а) охрану окружающей среды, ее земельных, водных ресурсов, растительного и животного мира от вредного воздействия аграрного производства и б) охрану сельского хозяйства от вредного воздействия антропогенной (т. е. измененной человеком) окружающей природы. 6 [ стр. 321]

Проблема оптимального сочетания интересов развития сельского хозяйства и охраны окружающей среды многопланова.

Из множества ее аспектов наиболее важны: 1) охрана и повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий; 2) предупреждение загрязнения земель, вод, атмосферного воздуха в процессе эксплуатации животноводческих ферм, комплексов, птицефабрик и других сельскохозяйственных объектов; 3) защита окружающей среды в связи с применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и ядохимикатов.

Задача 1

Организация без соответствующего разрешения построила на территории национального парка «Припятский» жилой дом, который стала использовать для отдыха сотрудников.

Администрация национального парка обратилась с прокуратуру с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.

Решение

К какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет. (Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 595-О-П ). Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов; режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Таким образом, здесь земельные правонарушения1 [стр.252].

Какие меры ответственности можно применить в данном случае?

Хочу отметить, что в юридической литературе мнение о наличии самостоятельной эколого-правовой ответственности является спорным. Многие не выделяю такого вида ответственности. Поэтому предлагают ориентироваться на ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и считать, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.4 В данном случае, административная. Особо хотелось бы обратить внимание, что перечисленные виды ответственности, в совокупности, не будут не чем иным как просто перечисленными видами.

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи

Расчет платы за загрязнение окружающей среды
По данным статистики, предприятия коммунальной инфраструктуры Российской Федерации сбрасывают более 50% городских стоков, из которых 88% недостаточно очищены. Через очистные сооружения предприятий водоканализационного хозяйства проходят также стоки промышленных пред ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru