Локальный способ внесения удобрений как плод рационального применения удобрений

Минеральные удобрения определяют качественный уровень и эффективность современного земледелия, обеспечивая получение высоких урожаев сельскохозяйственных культур и улучшение качества растениеводческой продукции. Однако, химизация земледелия носит зачастую экстенсивный характер, а стратегия достижения максимального урожая базируется в основном на необходимости постоянного увеличения норм минеральных удобрений. При этом скачек в темпах применения минеральных удобрений не сопровождался соответствующим совершенствованием технологий их применения, в результате чего не только ограничивалась эффективность удобрений, но и возникли предпосылки серьезного ухудшения экологической обстановки в районах сельскохозяйственного производства.

В этих условиях агрономическая и экономическая эффективность использования минеральных удобрений уже не компенсирует экологических издержек, связанных с чрезмерным поступлением химикатов в агроландшафты. Поэтому в тех районах нашей страны, где уровень применения минеральных удобрений превышает среднестатистические величины, на передний план выдвигаются проблемы защиты окружающей среды от избыточного распространения агрохимикатов.

В последнее время при довольно значительных общих поставках минеральных удобрений агропромышленному комплексу уровень их применения под основные сельскохозяйственные культуры остается невысоким. Поэтому продолжает оставаться актуальной задача повышения эффективности минеральных удобрений, с тем чтобы не только поднять до определенного уровня урожайность культур, но и более сбалансировано распределять минеральные удобрения как между регионами страны, так и в пределах отдельного хозяйства.

Перед агрохимией стоит задача разработки теории экологически сбалансированного применения минеральных удобрений, поиска приемов регулирования круговорота биогенных веществ в агроценозах, которые позволяли бы соразмерять обеспечение растений необходимым для формирования высокого урожая количеством питательных веществ из удобрений с минимальным проявлением нежелательных экологических последствий, что в конечном счете позволило бы перевести практику химизации на действительно интенсивный путь, подразумевая под этим не максимальные дозы применения туков, а достижение наибольшей оплаты единицы удобрения урожаем за счет повышения коэффициента использования питательных веществ растениями и сокращения их потерь из почвы.

Применение рациональных и научно обоснованных систем внесения минеральных удобрений базируется на прогрессивных технологиях, является одним из перспективных путей комплексного решения проблем оптимизации минерального питания растений и увеличения их продуктивности, повышения эффективности туков, сохранения и воспроизводства почвенного плодородия, защиты окружающей среды от негативных последствий воздействия средств химизации.

К числу таких технологий можно отнести локальное применение удобрений. Заданиями на перспективу (Сендряков и др., 1988) предусмотренно довести до площади с локальным внесением удобрений под различные культуры в 1995 г. до 85,9 млн га, а в 2000 г. - до 92,4 млн га (в 1985 - 1987 гг. - 26 млн га). Однако технология локального применения удобрений до сих пор не получила широкого распространения в практике в силу различных причин , одной из которых является недостаточная ее агрохимическая, физиологическая и экологическая обоснованность. (Соколов О.А., Семенов В.М. "Теория и практика рационального применения азотных удобрений", Москва ВО "Наука" 1992 г. - 207с.). В советском союзе этим вопросом занимались такие авторы как Соколов А.В., Синягина И.И., Гилис М.Б., но в их монографиях отсутствовали глубокие обобщения накопленного материала по теоретическим и прикладным аспектам локального применения удобрений. За последние двадцать лет накоплено достаточно работ и опытов для того что бы решить ряд эколого-агрохимических проблем при помощи локального способа.


Другие статьи

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Значительный рост всех отраслей народного хозяйства требует перемещения большого количества грузов и пассажиров. Высокая маневренность, проходимость и приспособленность для работы в различных условиях делает автомобиль одним из основных средств перевозки грузов и пасса ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru