Наиболее распространенные варианты таких решений - это определение мест нового строительства, предоставление земельных участков для строительства, утверждение различного рода проектов, принятие генеральных планов городов и т.д. В то же время экологически значимые последствия могут возникнуть не только по причине нового строительства, но и в результате перепрофилирования либо ликвидации некоторых специфических объектов, поэтому соответствующие решения должны иметь экологическое обоснование, проходить экологическую экспертизу и процедуру общественного участия.
Общественное участие - это демократический принцип, реализация которого может принести пользу правительству, коммерческим структурам, НКО, местным группам и конкретным гражданам.
Государственные органы могут ощутить реальную пользу от общественного участия:
· общественное участие генерирует более широкий диапазон мнений и возможные решения;
· общественное участие позволяет добиться более открытого и прозрачного характера государственного управления, в результате повышается законность и доверие к правительству в глазах самой общественности. Она начинает относиться к принятым решениям с большим пониманием и ответственностью;
· структуры, которые успешно используют принципы общественного участия в принятии решений, имеют большие шансы привлечь донорскую помощь от международных организаций;
· предотвращение конфликтов с общественностью, которые могут привести к крайне не желательным последствиям при разработке и принятии экологически значимых решений.
Понятие участия общественности в принятии экологически значимых решений имеет множество измерений. В зависимости от контекста, в котором оно употребляется, можно говорить о различных способах, формах, видах, направлениях, стадиях общественного участия.
Правовой институт участия общественности в механизме принятия экологически значимых решений в российском законодательстве развит недостаточно и находится в стадии формирования. Многие аспекты реализации общественного участия в законодательстве не нашли отражения.
Это обусловлено рядом причин. Прежде всего, это разрозненность, бессистемность и отсутствие единой системы нормативных правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, неразработанность терминологии. Не созданы правовые гарантии участия общественности.
Другие статьи
Составление прогнозных карт состояния окружающей среды
В настоящее время, когда воздействие человека на природу принимает все
более широкие, часто глобальные масштабы, проблема взаимодействия общества и
среды во всех ее многочисленных аспектах становится, как никогда актуальной. В
связи с этим положением особую актуальност ...