Законодательное обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений в России

Тринадцатая статья этого Закона дает и экологическим и иным общественным объединениям, «выполняющим экологические функции», право «требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности».

Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование, что предусмотрено статьей 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Некоторые основания для прекращения экологически опасной деятельности теоретически может дать и Закон «О защите прав потребителей». В статье 7 закона отмечается: «если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

В России действует около 30 экологических законов федерального уровня, каждый из которых содержит детализацию принципа участия общественности.

Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях защищают граждан от неправомерного отказа в получении информации, затрагивающей их права (ст. 140, 5.39 соответственно).

Гражданский кодекс Российской Федерации служит косвенной материальной основой защиты прав. Предусмотрено, что «Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки» (cт. 285).

Одним из основных подзаконных актов, регламентирующих участие общественности, считается приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

В правоприменительной практике важны Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»29 и Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

Уголовный кодекс Российской Федерации включает более 20 экологических составов, включая сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); экоцид (ст. 358).

Российская правовая классификация экологических прав, основанная на нормах законодательства, разработана довольно детально. Ее венчает право на благоприятную окружающую среду, включающее право на общее природопользование. Экологические права не кодифицированы, например, в головном акте экологического законодательства.

Доктринальная детализация принципа участия общественности осуществляется в отечественной литературе со следующих позиций:

деление права на материальное и процессуальное;

- деление прав на частные и публичные;

различие возможностей самозащиты и защиты принципа органами государства;

сочетание частно-правовых и публично-правовых средств защиты;

различие объективных и субъективных прав, и других.

При этом принцип участия общественности часть авторов признает в качестве относительно обособленного экологического права (права на участие в принятии экологически значимых решений).

Принцип общественного участия упоминается не менее чем в половине источников, посвященных экологическим правам человека. Даже предлагается внести в российское законодательство «право на общественное участие в принятии решений по вопросам экологического характера».

Таким образом, обобщая изложенное в данной главе работы, следует отметить, что экологически значимые решения - это юридические факты, выраженные в индивидуально-правовых административных актах органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также локальные (местные) акты администраций предприятий, учреждений и организаций, реализация которых связана с оказанием воздействия на состояние природных объектов либо окружающей природной среды в целом, и непосредственно влияющие на экологические права и свободы человека и гражданина.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи

Эколого-правовой режим и охрана экологических систем
Одной из основных задач законодательства в области использования и охраны окружающей среды является охрана здоровья человека, создание и поддержание необходимых условий для обеспечения его жизнедеятельности, работоспособности и полноценного отдыха. В этих целях осущес ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru