Законодательное обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений в России

Анализ правовых норм, устанавливающих требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», позволяет сделать вывод о том, что такие требования направлены не только на охрану окружающей среды, восстановление природной среды, но также на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. На наш взгляд, все эти требования являются экологическими и образуют их разновидности.

В этой связи можно согласиться с выделением основных экологических требований общего характера при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, предусмотренных в гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды» на разных ее стадиях, в процессе создания объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию) и на эксплуатационной стадии, включая консервацию, ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, создание результатов деятельности - продукции и отходов. Эти требования направлены на:

- охрану окружающей среды, поскольку хозяйственная и иная деятельность является реальным или потенциальным источником негативного воздействия на нее и установленные требования позволяют предотвратить либо снизить неблагоприятные последствия такого воздействия, способствуют обеспечению качества окружающей среды, сохранению ее благоприятного состояния;

- восстановление природной среды, что обусловлено нарушением или изменением в большинстве случаев естественного состояния и характеристик природной среды и ее элементов (почвенного покрова земли, химического состава воды и т.д.) в процессе осуществления такой деятельности, а установленные требования направлены на обеспечение способности природной среды к саморегуляции, самовосстановлению и компенсации результатов антропогенной деятельности;

- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, которые выступают в качестве основных условий экономического развития, основанного на принципах устойчивого природопользования, которые включают в себя неистощительное использование и воспроизводство, восстановление возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

- обеспечение экологической безопасности, т.е. состояния защищенности природной среды (основы существования настоящих и будущих поколений, людей) и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (особенно, потенциально опасных ее видов), чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В последнем случае обоснованно обращается внимание на общественную составляющую экологических требований. Как отмечает М.И. Васильева, экологические требования - это условия ведения экологически значимой деятельности в стране в целом (закрепленные в действующем федеральном законодательстве) или на конкретной территории (предположительно вводимые на уровне субъекта РФ). Обязательные требования к осуществлению предпринимательской деятельности довольно многочисленны и обусловлены необходимостью обеспечения государственных и общественных интересов. Наличие в федеральном законе множества экологически обусловленных ограничений объясняется той же необходимостью, а именно - обеспечением экологических публичных интересов.

Необходимость учета общественных интересов в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обусловлена закрепленными в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» правами граждан в области охраны окружающей среды (ст. 11), базирующимися на ст. 42 Конституции РФ, а также аналогичными правами общественных и иных некоммерческих объединений (ст. 12).

В целом же, по объему экологических положений Конституция Российской Федерации не уступает конституциям других стран мира. Ст. 42. закрепляет, что «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Многочисленны гарантии участия граждан в управлении делами государством.

Принцип участия общественности детально развит законодателем в Федеральном законе Российской Федерации от 02.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Так, статья 12 указанного закона «Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды» гласит:

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи

Мониторинг природных ресурсов
Термин «мониторинг» образован от латинского слова «monitor» (напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-то объектами или процессами. Мониторинг - комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния природной среды, основа планомерного у ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru