Законодательное обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений в России

Как справедливо отмечает Р.Ц. Доржиева, «в нормативно-правовых актах и научной литературе встречается замена понятия «экологические требования» на такие понятия, как «требования экологической безопасности», «требования в области охраны окружающей среды», «требования экологического законодательства», природоохранные требования».

По ее мнению, «понятие «экологические требования» включает в себя требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требование), требования экологической безопасности и в то же время они в совокупности входят в состав требований экологического законодательства».

Однако и это предложение нельзя признать обоснованным, поскольку в данном случае в составе экологических требований отсутствуют требования по рациональному, использованию и охране природных ресурсов, предусмотренные природоресурсным законодательством, являющимся составной частью экологического законодательства.

Для выявления состава экологических требований, содержащихся в экологическом законодательстве, необходимо обратиться к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Глава VII Закона содержит правовые нормы, определяющие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Эти нормы имеют важно значение для экологически значимых решений, принимаемых при осуществлении такой деятельности, поскольку она является источником негативного воздействия на окружающую среду.

Как отмечается в научной литературе, «хозяйственная и иная деятельность оказывает серьезное воздействие на окружающую среду. Нередко в результате такого антропогенного влияния происходят негативные изменёния качественного состояния природной среды. В связи с этим закономерно стремление законодателя к установлению обязательных для исполнения требований, направленных на обеспечение охраны окружающей среды».

Указанная глава не является новеллой Федерального закона «Об охране окружающей среды». Уже в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» содержалось два раздела, посвященных установлению экологических требований, - разд. VI «Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов» и разд. VII «Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности».

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» впервые дано определение понятия требований в области охраны окружающей среды, под которыми понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

При этом, как отмечает М.И. Васильева, не уточняется уровень законодательства, что можно толковать как возможность и допустимость регионального регулирования отдельных условий. С этим мнением можно согласиться, поскольку согласно ст. 2 Закона законодательство в области охраны окружающей среды состоит из федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эта норма, в свою очередь, основывается на п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции-РФ; согласно которого к совместному ведению РФ и её субъектов относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Глава VII Закона содержит как общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 34), так и в отношении каждой из стадий хозяйственной и иной деятельности (ст. ст. 3539).

Кроме того, такие требования законодательно установлены для различных видов деятельности и объектов - энергетики (ст. 40), военных и оборонных объектов, вооружения- и военной техники (ст. 41), сельского и лесного хозяйства (ст. 42, 49), мелиорации земель, для мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43), городских и- сельских поселений, (ст. 44), автомобильных и иных транспортных средств (ст. ст. 45), иных объектов, видов- деятельности и воздействия (химического, радиоактивного, биологического), оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, что «объясняется особенностью субъектов, которые в силу осуществляемой ими деятельности являются потенциально опасными для окружающей среды» .

Как отмечается в литературе, правовое регулирование антропогенной деятельности осуществляется исходя из ее специфики, которая зависит от вида и характера деятельности, отраслей экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т.д.), условий ее осуществления, вида источника негативного воздействия и других факторов. Они учитываются в- процессе установления экологических требований к тому или иному виду и, соответственно, объекту хозяйственной и иной деятельности (предприятию, сооружению, установке и т.д., оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека или представляющее для них потенциальную опасность).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи

Очистные сооружения для отходов нефтеперерабатывающих предприятий
Для окружающей среды на сегодняшний день все большую важность с экологической и экономической точки зрения приобретают процессы рециркуляции природных богатств. Состав и физические свойства отработанной и загрязненной нефти, которую обычно называют просто нефтешлам, м ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru