Участие общественности в принятии экологически значимых решений как институт развития демократии

рост благополучия населения;

создание новых рабочих мест и решение проблем занятости;

общую экологическую обстановку в регионе и месте проживания;

продолжительность жизни;

развитие социальной инфраструктуры (жилье, школы и т.д.);

демографическую ситуацию;

состояние здоровья населения; развитие туризма;

сохранение привычных форм активного отдыха и рекреации.

Не меньшее значение в конкретных случаях может иметь и сохранность различных региональных природных символов и т.п.

Согласно взглядам многих современных исследователей, главным фактором формирования имиджа любого объекта в глазах населения является доступная для него оценка степени социально-эколого-экономического риска, связанного с комфортностью и безопасностью места расположения таких объектов, т.е. вероятности нанесения возможного экономического и экологического ущерба (в первую очередь собственному здоровью).

Основой современного подхода к формированию у населения приемлемой оценки экологического риска конкретного объекта является создание у населения методами общественного участия: коммуникации, общения, впечатления о добровольном согласии на размещение (эксплуатацию) строительного объекта. Психология человека такова, что добровольно принятое решение пойти на риск вызывает на порядок меньшее чувство страха по сравнению с ситуацией, когда данный риск воспринимается как навязанный.

При осуществлении новых проектов крайне важно обеспечить (с учетом всех требований законодательства) определенное участие населения в обсуждении проекта, что, в конечном счете, порождает у него ощущение контролируемости риска посредством диалога с должностными лицами.

Недоверие граждан к официальной информации не обязательно порождается самостоятельным квалифицированным анализом ситуации. Одна из основных задач правильной ориентации общественного мнения состоит именно в воспитании чувства доверия к экспертам. Для ее решения, как показывает практика, необходимо как можно раньше информировать общественность о характере мероприятий, которые могут отразиться на экологической ситуации и степени риска для населения, пока отношение общественности к новому экологическому риску и его оценка не сформировались.

Рост общественного сознания привел к усилению борьбы за право общественного участия. Несмотря на то, что в настоящее время активность отдельных граждан снизилась, НКО продолжают проявлять сильную заинтересованность. Этому можно дать несколько объяснений. С одной стороны, вовлечение общественности в решение экологических вопросов продиктовано демократизацией. С другой стороны, спад интереса отражает недостаток опыта, как у инициаторов хозяйственной деятельности, так и у общественности, а также недопонимание важности общественного участия в процессе решения комплексных экономических, социальных, политических и экологических проблем.

Ранее общественность выражала свое мнение по экологическим вопросам бурно, часто преступая закон или даже незаконными методами. Экологическое просвещение населения, рост объемов издаваемой экологической литературы и количества периодических изданий, наличие и доступность информации о состоянии природных ресурсов и их охране служат отправной точкой для поднятия общественного интереса и осуществления успешного общественного участия. Необходим процесс обмена информацией и открытый диалог.

Общественное участие ставит задачу уточнить и согласовать с населением оценки социально-экономического качества проекта или оценить приемлемость для населения влияния проекта на природную среду. В ряде случаев общественное участие преследует достижение этих целей одновременно. Процедура может проводиться как для предварительного анализа, так и для полной оценки влияния на социальную и природную среду, а также для сравнения воздействия этих или иных альтернатив и вариантов проекта.

Эта важная и ответственная работа требует соответствующей подготовки населения, зачастую вызывает задержку принятия решения и т.п. Тем не менее, процедура общественного участия позволяет в той или иной степени поднять качество проекта и преодолеть сопротивление тех или иных групп населения. Причины неудач, постигшие многие проекты, в известной мере следствие пренебрежения процедурами общественного участия при согласовании проектов с населением.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи

Деятельность подразделений природоохранной и ветеринарной полиции Республики Казахстан
В своем послании народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев поставил четкие задачи по реализации Стратегического Плана развития Республики, улучшению качества жизни нар ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru