Участие общественности в принятии экологически значимых решений как институт развития демократии

Гражданская активность населения является мощным стимулом к соблюдению законодательства и установлению в обществе режима экологической законности. Несмотря на постоянные экономические трудности, все же прослеживается тенденция к экологизации общественного сознания. Происходит также определенное правоосознание - понимание населением ценности своих конституционных прав на экологически безопасные условия жизни.

На важность участия общественности в принятии экологически значимых решений неоднократно отмечалось в международных документах. Принципом 10 Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), определено, что экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных лиц и граждан. Каждый человек должен иметь доступ к информации, касающейся окружающей среды, которой обладают государственные органы и право принимать участие в процессе принятия решений. Конференцией обоснована необходимость таких новых форм участия общественности в принятии решений, как участие в оценке воздействия на окружающую среду (п. 23.2 Повестки дня 21-й век).

В «Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды», одобренных 25 октября 1995г. в Софии Третьей Конференцией министров «Окружающая среда для Европы», подчеркивалось, что разработка механизма привлечения общественности к процессу принятия экологически значимых решений особенно важна для стран с переходной экономикой .

С появлением и развитием экологического законодательства в России появилась возможность участия общественности в обеспечении выполнения экологических требований в механизме принятия экологически значимых решений.

Для повышения эффективности общественного участия в таком механизме важное значение имеет определение ключевых понятий. Отсутствие четкой законодательно закрепленной терминологии приводит к неопределенности правого регулирования общественных отношений и не способствует единообразному толкованию норм права.

В законодательстве федерального уровня определение термина участие общественности в принятии экологически значимых решений отсутствует. В теории экологического права отмечается многоаспектность участия общественности в принятии экологически значимых решений.

Следует согласиться с М.И. Васильевой в том, что конструкция общественного участия имеет сложную юридическую природу:

- экологически значимые решения создают те условия, в которых реализуется право граждан на благоприятную окружающую среду, и потому участие граждан - носителей данного субъективного права в процессе их принятия есть важнейшая форма правореализации;

- общественное участие можно рассматривать как превентивный способ защиты общественного экологического интереса;

- участие в принятии экологически значимых решений - это своеобразный способ действия, близкий к самозащите гражданского права;

- это форма участия в управлении делами государства.

В зарубежной литературе рассматриваемое понятие получило наибольшее развитие в изданиях, посвященных анализу методов участия общественности в решении экологических проблем.

Так, в книге Л. Кантера «Об оценке воздействий на окружающую среду» общественное участие определяется как непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между гражданами и органом власти (учреждением, ведомством), отвечающий за принятие решения и включающий: меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений ответственным ведомством; полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрении проектов, планов, программ, выработки приоритетов политики или проведения оценки; активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения.

Соответственно можно сделать вывод о том, что под общественным участием понимается сфера деятельности некоммерческих общественных организации и отдельных граждан в обсуждении и принятии экологически значимых решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также контроль за их выполнением.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи

Качество воды и водоподготовка
Водоподготовка процесс сложный и требует тщательного продумывания. Существует очень много технологий и нюансов, которые прямо или косвенно повлияют на состав водоподготовки, ее мощность. Поэтому разрабатывать технологию, продумывать оборудование, этапы следует очень тщ ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru