Участие общественности в принятии экологически значимых решений как институт развития демократии

Формы участия общественности могут зависеть от многих факторов: уровень развития общества, политической системы, уровня принятия решений и т.д. Имея в виду совокупность факторов, имеющих влияние на процесс принятия того или иного решения, общественное участие можно организовывать в различных формах с наибольшей результативностью. Рассмотрим более подробно некоторые формы общественного участия в принятии экологически значимых решений.

К нелегальным открытым формам общественного участия относятся акции гражданского неповиновения и протеста, нарушающие социальный порядок, действия, ведущие к нарушению производственно-технических процессов хозяйствующих субъектов, влекущие за собой тяжелые последствия для человека и окружающей среды. Классифицировать латентные формы по тому же критерию легальности/нелегальности ощутимо сложнее. Латентные формы общественного участия могут носить легальный или нелегальный характер, но тяготеют они к нелегальности, ввиду прорех в законодательстве, регулирующем деятельность некоторых субъектов общественного участия, таких, например, как лобби и группы интересов. К латентным формам относятся: лоббирование различными субъектами своих интересов( это скорее нелегальная форма), формы сговора между хозяйствующими субъектами, в результате которых реализуется выгодный этим сторонам проект решения (скорее легальная, ведь заключать соглашения о сотрудничестве - приватное право каждой организации).

Говоря о формах общественного участия, невозможно не сказать об основных инструментах, используемых общественностью для достижения своих целей.

Инструменты общественного участия также можно классифицировать по различным основаниям, но наиболее логичной мы считаем классификацию инструментов применительно к формам участия, так как их взаимосвязь все же является определяющей для развития процесса участия.

Итак, открытые формы общественного участия, такие как выражение мнения, участие в нормотворчестве, предполагают использование следующих инструментов:

Легальные инструменты:

- проведение публичных ненасильственных мероприятий (митингов, пикетов, шествий, демонстраций);

- изложение мнения, обращение с письмами, жалобами, заявлениями, петициями и требование их рассмотрения;

- внесение предложений о проведении обсуждений проектов, референдумов;

- участие в референдумах;

- требование проведения общественной экологической экспертизы;

- разработка, утверждение и пропаганда своих экологических программ;

- реализации избирательного права через депутатов и формирование законодательной власти;

- участия общественности в депутатских слушаниях и подготовки экспертных заключений по проектам нормативных актов, реализация которых способна оказать негативное воздействие на окружающую среду;

- участие в проведение процедуры ОЭЭ(общественной экологической экспертизы).

Инструменты нелегальных открытых форм общественного участия:

- диверсионные акты, учинение беспорядков;

- несанкционированные митинги, пикеты, сходы и демонстрации;

- воспрепятствование деятельности (перекрытие дорог, блокирование деятельности производственных предприятий и др.)

Латентные формы участия предполагают наличие своих особых инструментов, присущих именной этой категории форм:

- звонки «нужным», принимающим решения субъектам;

- материальное поощрение субъектов принимающих решения (взятки, подарки);

- принуждение к принятию «нужного» решения, шантаж.

Это далеко не весь список инструментов общественного участия, присутствующие в нем пункты реализуются не все и не повсеместно. Касаясь легальных форм и инструментов, можно говорить об их декларативности, на уровне исполнения присутствуют лишь немногие из них, большинство таких инструментов не имеют четко прорисованных механизмов действия, что делает невозможным их практическую реализацию

Практика показывает, что при активности граждан и неправительственных организаций были предотвращены либо скорректированы многие экологически необоснованные, и даже вредные проекты. Так, заключением экспертной комиссии общественной экологической экспертизы на строительство 2-ой очереди Балаковской АЭС, представленные проектные материалы признаны не отвечающими требованию нормативной документации. Эксперты пришли к выводу о том, что выбор площадки размещения энергоблоков АЭС является крайне неудачным с точки зрения> устойчивости грунтов, сейсмичности, опасной близости к крупному промышленному городу Балаково и реке Волге, имеющей питьевое и водохозяйственное значение. На основании выводов экспертов проект был оценен как несостоятельный по техническим и экономическим показателям, не гарантирующим достаточного уровня радиационной и экологической безопасности населения. Экспертная комиссия посчитала, что данный проект должен быть отклонен для согласования и запрещен к реализации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи

Анализ карбоновых кислот в воздухе
Карбоновые кислоты С1 - С3 относятся к веществам общетоксического действия, широко распространены в природе, являются антропогенными загрязнителями окружающей среды в химической, кожевенной, текстильной, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности. Содержание их паров ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru