Пути преодоления современного кризиса

Сама идея А. Печчеи о «человеческой революции» заслуживает внимания, ибо она выражает значительно возросшую роль сознания в деятельности человека, и не считаться с субъективным фактором при решении глобальных проблем современности просто невозможно. Природа и глубина кризисной ситуации, в которой находится все человечество на пороге третьего тысячелетия, опасности, грозящие самому факту существования рода человеческого как биологического вида, свидетельствуют о том, что их причина коренится в самом человеке. Поэтому в приостановке и переориентации существующих тенденций свой вклад должно внести и сознание человека.

Ортега-и-Гассет высказал золотые слова, которые как никогда кстати в конце нашего тревожного, беспокойного века, когда появился тип человека, не считающего нужным обосновывать свои претензии и поступки ни перед другими, ни перед самим собой, присвоившего себе право действовать безо всяких на то прав. Сейчас нарушена ситуация, когда демократия и закон были неразделимо связаны, сейчас триумф «гипердемократии» - «человек-масса», игнорируя законы, навязывает всему обществу свою волю и свои вкусы. Человек массы по своей сути вульгарен, он громогласно заявляет о своей вульгарности и стремится ее утвердить повсюду. В результате происходит стандартизация, усреднение социальной жизни, «омассовление» и дегуманизация культуры, что, в свою очередь, приводит к тоталитаризму и волне насилия. Человек массы отбросил традиционные нормы и ценности культуры и морали, однако не заменил их новыми, лучшими: он стремится жить и действовать вне рамок культуры и морали, он - варвар XX столетия.

В итоге блестящего анализа кризиса европейской цивилизации Ортега-и-Гассет указывает на важнейшие его причины:

. Прежде всего необходимо считаться с тем, что Европа утратила былую власть над собой и всем миром, она не чувствует себя вождем, а остальной мир - ведомым, былая власть быстро исчезает.

. В отличие от XIX века, который ясно видел будущее и был настроен оптимистически, нет больше и «полноты времени». Ныне горизонт будущего затянут тучами, нет никаких проблесков надежды, человек неуверен в завтрашнем дне, ибо никому неведомо, кто будет господствовать в будущем, как будет распределена власть в мире и обществе. Следовательно, неизвестно, какой народ или группа народов с присущими им идеологией, системой ценностей, моральными нормами, жизненными импульсами будет лидировать. А раз неизвестен центр притяжения в будущем, то жизнь в наши дни стала просто до неприличия временной, эфемерной по своей сути. Практически все явления в жизни человека приобрели окраску непостоянного, непрочного и несерьезного. Она пронизана фальшью, одетой в тогу искренности, особенно это относится к сфере политики, где экстравагантная поза того или иного политика прикрывает собой пустоту его обещаний, не коренится в исторической необходимости. Вот почему Ортега-и-Гассет делает вывод: «Наша жизнь - плод междуцарствия, вакуума между двумя историческими эпохами мирового господства: той, что была, и той, что придет. Она по самой сути своей временна. Мужчины не знают, каким идеалам они служат; женщины - каких мужчин они предпочитают». Таким образом, возник в европейской цивилизации экзистенциальный вакуум, произошла деструкция ценностей и этических установок, что составляет суть феномена дегуманизации.

В стремлении найти выход из кризисной ситуации Запад обращает свой взор на Восток с его богатыми культурными традициями, надеясь извлечь из них подходы для решения глобальных проблем, особенно экологической проблемы. Необходимо отметить, что сегодня диалог Востока и Запада приобрел поистине общечеловеческую значимость. В нем заинтересованы не только Запад, который стремится уменьшить конфронтацию с «третьим миром» и подключить его к мировой экономике и политике, и Восток, пытающийся найти пути и средства модернизации, но и все человечество, чтобы найти выход из кризисной ситуации, угрожающей жизни на планете. Представители восточной и западной философии считают, что диалог следует искать через выход к общей нравственной платформе, к своеобразной «планетарной макроэтике».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Другие статьи

Экологические проблемы Алтайского горного региона
Алтайский горный регион. Так называется природно-культурный уникальный комплекс Центральной Азии, расположен на стыке границ России, Монголии, Китая и Казахстана. Около 50% территории региона расположено в России, 30% - в Монголии и по 10% - в Казахстане и Китае. В адм ...

 
 
 

2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru