Развитие механизма общественного участия в принятии экологически значимых решений

Актуальность темы исследования. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992) указывает, что экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан, а отправной точкой осуществления стратегий устойчивого развития на национальном уровне признает принцип участия общественности.

Около 15% российской территории по экологическим показателям находится в критическом состоянии. Для преодоления существующего противоречия между развитием и сохранением природы необходимо найти баланс. Это возможно при условии, если управленческие и другие решения - будут приниматься с учетом экологических требований, неукоснительно выполняемых на практике.

Действующее экологическое законодательство, несмотря на установление экологических требований к хозяйственной и иной деятельности, является несовершенным, а экологическая политика РФ в целом неэффективна. К числу основных факторов деградации природной среды относятся:

- преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

- низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

- резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

- высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

- низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

- последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны;

- высокий уровень коррупции при принятии решений.

Завершая перечень проблем государственной системы принятия экологически значимых решений, остановимся на самой, на наш взгляд, болезненной и актуальной - несформированности общественных институтов, позволяющих различным социальным группам реализовывать свои права и интересы в сфере экологической политики. Речь идет о проблеме взаимодействии в системе «общество-государство». Мы видим данное взаимодействие, когда государство вынуждено принимать неотложные меры по нормализации экологической ситуации под нажимом общественности. Интересно, что в экстремальных случаях общественности удается наладить конструктивный диалог с властью и отстоять свои права. Однако движения такого рода являются не проактивными, а реактивными, а консенсус достигается только в случае действительно глобального характера проблемы (как в случае переноса газопровода от озера Байкал) и по очень узкому вопросу. По сравнению с этим, проблемы окружающей среды малого города, районного центра, любого муниципального образования являются незначительными. Но сила таких проблем в их большом количестве. Без активного участия, систематического ежедневного взаимодействия исполнительной и законодательной властей с общественностью, принятие экологически значимых решений не будет эффективным и принесет больше проблем, чем их реальных решений.

В этой связи многими исследователями обоснованно высказывается предложение о необходимости правовой регламентации подготовки и принятия экологически значимых решений. Так, обеспечение экологических требований при подготовке и принятии хозяйственных и иных решений и их выполнение в момент осуществления хозяйственной и иной экологически значимой деятельности рассматриваются учеными в качестве основных задач формирования экологического законодательства на базе концепции устойчивого развития. При этом создание основ эколого-правового обеспечения ее реализации должно находиться во взаимосвязи с механизмом подготовки и принятия экологически значимых решений.

Гражданская активность населения является мощным стимулом к соблюдению законодательства и установлению в обществе режима экологической законности. Несмотря на постоянные экономические трудности, все же остается тенденция к экологизации общественного сознания. Происходит также определенное правоосознание - понимание населением ценности своих конституционных прав на экологически безопасные условия жизни. Свидетельство тому - различные акции протеста, привлечение внимания к опасным проектам и многочисленные выступления в средствах массовой информации, активизация «третьего сектора» в направлении юридических действий, появление первых судебных прецедентов в сфере защиты экологических прав..

Однако на современном этапе более продуктивными обещают быть иные формы общественной активности, в первую очередь - гражданское участие, привлечение населения, общественных объединений и отдельных граждан к решению вопросов, имеющих экологическое значение. Не секрет, что аппаратные структуры, призванные обеспечивать экологическую безопасность и права населения, часто не выполняют свои задачи по причинам как субъективного, так и объективного (недостаточное финансирование, работа в условиях перманентных структурных реорганизаций и др.) характера. На этом фоне, общественное мнение способно повернуть решение вопросов в правильном направлении, да и просто помочь государству. Опыт показал его несомненную полезность: при активности граждан и неправительственных организаций были предотвращены либо скорректированы многие экологически необоснованные и даже ущербные проекты. Это соображения практического свойства.

Что касается анализа источников, то теоретическая база темы дипломного исследования проработана достаточно слабо. Отдельными учеными рассматривались вопросы понятия экологически значимых решений (М.М. Бринчук, Е.А. Белокрылова, М.В. Васильева, О.Д. Шакирова), участия общественности в процедуре их принятия (М.М. Бринчук, Н.С. Губская, О.Н. Разбаш).

Наиболее полно перечисленные вопросы раскрыты М.М. Бринчуком в рамках правового механизма подготовки и принятия экологически значимых решений.

Эти элементы исследовались в научной литературе в качестве самостоятельных эколого-правовых мер - оценка воздействия на окружающую среду (Е.Е. Вылегжанина и др.) экологическая экспертиза (В.И. Андрейцев, Т.В. Злотникова, О.Н. Сапранова и др.), экологическая сертификация (А.К. Веселов), экологический аудит (С.Л. Байдаков, И.Г. Иутин, Е.В. Марьин, Г.П. Серов, Т.З. Юсупов).

Недостаточная проработанность данной проблемы предопределила предмет и объект исследования, а также его цель и задачи.

Объектом исследования является механизм общественного участия в принятии экологически значимых решений и реализации экологической политики Российской Федерации

Предметом - система отношений, складывающихся в процессе взаимодействия «власть-общество» в экологической сфере на примере некоммерческой организации Всемирный Фонд охраны дикой приролы (WWF) .

Целью дипломной работы является анализ механизма участия общественности в принятии экологически значимых решений и выработка предложений по его оптимизации.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

раскрыть понятие и дать классификацию экологически значимых решений;

рассмотреть общественное участие в экологической сфере как институт развития демократии и инструмент повышения эффективности экологической политики государства;

раскрыть особенности законодательного обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений в России;

выделить основные проблемы межсекторального взаимодействия «власть-общество» в экологической сфере на примере Фонда охраны дикой природы. ;

определить перспективы развития механизма участия общественных организаций в принятии экологически значимых решений.

Нормативную правовую базу исследования составили Конституция РФ, экологическое и иное законодательство РФ и субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, относящиеся к теме исследования, международные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников.


    Другие статьи

    Связь экономики природопользования и агрохимии. Локальный способ применения минеральных удобрений как экономически и экологически целесообразный
    Программой намечены следующие направления деятельности по осуществлению государственной экологической политики (до 2000 года): совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования; ...

     
     
     

    2018 Копирайт : www.ecologyreality.ru